ДИОФАНТ | Великие математики


Get Adobe Flash player


(конец III века н. э.)

Греческие математики, столь много внесшие в современную науку, занимались, в основном, геометрическими проблемами. При этом — как известно многие греческие ученые находились под влиянием философии Платона, считавшего геометрию наукой, которой достойны заниматься только представители умственной элиты греческого общества. В этих условиях, геометрия превратилась в своеобразную гимнастику ума, в искусство, а ее практическое применение считалось унизительным, являлось профанацией этого искусства. Авторитет Платона в те времена был непререкаемым фактором общественного мнения и оценки явлений. По этой причине развитие арифметики и алгебры как дисциплин сугубо связанных с практическими нуждами, встречалось с серьезными препятствиями. Конечно, грекам приходилось

 

заниматься вопросами этих дисциплин, но проблемам алгебры и арифметики в этом случае придавались геометрические формы. В качестве реликтов такого подхода, в современном языке остались определения: „возвести в квадрат” или в „куб”. Но, одновременно, греки способствовали внедрению в расчеты буквенных обозначений, и тем самым — развитию алгебры. Древнегреческие математики обозначали точки, прямые и плоскости прописными буквами, а цифры — строчными. Коренной перелом в древнегреческой математической традиции совершил выдающийся математик из Александрии Диофант, живший в третьем веке нашего летосчисления. Это был первый ученый, который занялся преимущественно алгеброй.

Деятельность Диофанта совпала с упадком Греции завоеванной — как известно — Римом. Греческие ученые нашли себе убежище в Египте, главным образом в Александрии, которая к тому времени стала центром мировой культуры. В Александрии была создана великолепная библиотека, которая ко временам Диофанта стала центром мировой культуры и гуманитарных наук, в Александрии возник т. н. Мусейон (храм или святилище муз), где сосредоточилась деятельность самых выдающихся представителей естественно-математических наук. В числе этих ученых был и Диофант, математик, который, благодаря знакомству с сирийскими и индийскими математиками, перенес в греческую науку достижения вавилонян в области алгебры.

Существуют только отрывочные сведения о жизни Диофанта, нет даже данных о дне его рождения и смерти. Впрочем, некоторые подробности, к сожалению не весьма существенные, можна установить из „Эпитафии Диофанта”, которую греческий монах XIV века, Максуим Плануд поместил в своей антологии.

Вот содержание этой эпитафии:

В этой могиле, Диофанта покоится прах, того Диофанта, который дивным

Искусством владел, позволяющим всем из письмен на этом камне начертанным умершего жизни предел рассчитать

Шестую часть жития по милости божией отроком был Диофант неразумным

Борода у него на лице появилась когда миновала двенадцатая часть его

Жития, а когда истекла часть седьмая Младую супругу ввел бог под кров его дома, Которая на супружества пятом году, малюткой сыночком его одарила.

Однако жесток был судьбы приговор: сын молодой в мрачное царство теней отошел достигнув едва половины жизни отца.

Утоляя отцовскую боль, Диофант среди чисел искал утешенья

Четыре коротких года спустя он с жизнью навеки расстался.

Решая эту задачу, можем определить, что знаменитый Диофант, по справедливости считающийся „отцом алгебры”, жил 84 года. Детские его годы длились 14 лет, на 21 году у него „Борода на лице появилась…”, женился он в 33 года, на 38 году жизни у него родился сын, который умер 42 лет от роду, то есть на 80 году жизни Диофанта, искавшего утешения в математике еще 4 дальнейших года жизни.

Главный труд Диофанта „Арифметика” (ок. 250—275 г. г.) состоял из 13 книг, из которых, к сожалению, сохранилось только 6. Но из того, что осталось после Диофанта,

можно судить о его гениальных достижениях в алгебре. Ученый умел решать уравнения до третьей степени включительно, вводил в них больше неизвестных, чем это делали вавилоняне, и применял для неизвестных буквенные обозначения. Диофант пользовался специальным символом для вычитания и ввел в обиход сокращенные слова для отдельных определений и действий. Таким образом, Диофанта можно считать автором первого алгебраического языка. Например, уравнение:clip_image002

в котором: „аг” (сокращение от „aritmos” — число) означает неизвестное, „то” (сокращение от „monas”) единица, „is” („иол”) — равняется, соответствует уравнению в нашем начертании:clip_image004

Из этого примера видно, что Диофант, вместо полного словесного описания алгебраических выражений, (риторическая алгебра), ввел сокращенные обозначения (син-коптическая алгебра).

Из 189 уравнений, которые сохранились в „Арифметике” со всей ясностью видно, что Диофант обращал главное внимание на решение положительных, рациональных неопределенных уравнений, то есть, в основном, имеющих большое число корней. Диофант интересовался, однако, только одними решениями — „положительными” и „рациональными”, В поисках таких решений, Диофант проявил большую изобретательность в подборе коэффициентов, чтобы получить такое решение. Из других работ Диофанта, кроме „Арифметики” сохранились фрагменты трактата о многократных числах и отрывок рассуждений о египетской математике.

Великие математики

АБРАХАМ ДЕ МУАВР
АДРИЕН МАРИ ЛЕЖАНДР
Аполлоний Пергский
Архимед
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
ГАСПАР МОНЖ
ГЕОРГ ФРИДРИХ БЕРНХАРД РИМАН
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ
Герон Александрийский
ДЖЕРОЛАМО КАРДАНО
ДЖОРДЖ ГРИН
Диофант
Евклид
ЖАН ЛЕРОН Д’АЛАМБЕР
ЖОЗЕФ ЛУИ ЛАГРАНЖ
Жан Батист Жозеф Фурье
ИОГАНН БЕРНУЛЛИ
ИСААК НЬЮТОН
КАРЛ ТЕОДОР ВИЛЬГЕЛЬМ ВЕЙЕРШТРАСС
КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС
Карл Густав Якоб Якоби
ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ
Нильс Генрих Абель
ОГЮСГЕН ЛУИ КОШИ
ПАПП АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ ЧЕБЫШЕВ
ПЕТЕР ГУСТАВ ЛЕЖЁН ДИРИХЛЕ
ПЬЕР СИМОН ЛАПЛАС
Пифагор
Пьер Ферма
РЕНЕ ДЕКАРТ
СИМЕОН ДЕНИ ПУАССОН
СТЕФАН БАНАХ
Фалес из Милета
Франсуа Виет
ХОРЕЗМИ МУХАММЕД БЕН МУСА
ХУГО ШТЕЙНГАУС
ЭВАРИСТ ГАЛУА
Эразм Витело
ЮЗЕФ ГЁНЕ-ВРОНСКИЙ
ЯКОБ БЕРНУЛЛИ
ЯКОБ ШТЕЙНЕР
ЯНОШ БОЛЬЯЙ

Последние записи

  • ТАДЕУШ ВАЖЕВСКИЙ
  • ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛИННИК
  • ХУГО ШТЕЙНГАУС
  • ВЛАДИСЛАВ СЛЕБОДЗИНЬСКИЙ
  • УИЛЬЯМ ФЕЛЛЕР